"Что такое эта «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь»—это прежде всего святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно." - (Д.С. Лихачёв) А у нас — подмена понятий. Выражение «Святая Русь» стало морковкой для амбициозных и тщеславных. Они думают, что это ИХ имеют в виду под этим выражением. Или что оно как-то связано с географическими границами. Или что про любую другую страну, где было проповедано Евангелие и где верные служат в храмах и почитают христианские святыни, нельзя сказать те же слова… Прочитал глазами жутковатую молитву, которая сейчас должна читаться за каждой Литургией. Спотыкнулся о двукратное упоминаний «Святой Руси». Мы с Сашей когда-то писали про историю этого концепта. Не буду приводить несколько страниц текста, а ограничусь спойлером. Выражение «Святая Русь», по всей видимости, пришло из фольклора («Приходил Егорий на Святую Русь…»). В древнерусской письменности это выражение впервые фиксируется лишь в 1642 г. в «Повести об Азовском осадном сидении», которая пронизана фольклорными мотивами. И это единичное употребление. В моду «Святая Русь» вошла после войны 1812 г. В романе Загоскина «Русские в 1812 г.» это выражение встречается 22 раза. Тогда же возникает противопоставление имперской России и Святой Руси как живого и мертвого (это хорошо формулировал В.Жуковский). Но в литургической письменности этого выражения нет вплоть до начала ХХ века. Первая фиксация этого выражения в богослужебном тексте – Служба святителю Гермогену, созданная не ранее 1913 г. И, наконец, в середине ХХ в. еп. Афанасий (Сахаров) создает знаменитую стихиру, куда вошли слова: «Русь святая, храни веру православную». За те десятилетия, когда версия "Службы всем святым в Земле Русской просиявшим», включающая эту стихиру, распространялась в самиздате, она приобрела огромную популярность. В постсоветское время путь этого выражения в гимнографию был открыт. Теперь же мы видим, что фольклорные образы Святой Руси и выдумки литераторов-романтиков на наших глазах превратились чуть ли не в церковное вероучение Лингвист, филолог Александр Кравецкий

Теги других блогов: история Россия Святая Русь